Прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, которая изучает поведение и предлагает инструменты для его изменения. С помощью воздействия на факторы окружающей среды создаются условия, в которых нужное поведение закрепляется, а нежелательное угасает или прекращается. При этом используется научно-подтвержденная и обоснованная методология.
На английском языке прикладной анализ поведения звучит как Applied behavior analysis, поэтому исторически сложилось, что и в русском языке значительно чаще используется аббревиатура АВА, а не ПАП. При этом одинаково часто произносят и АВА, и ЭйБиЭй.
Любой анализ предполагает процедуру разделения изучаемого явления на части – признаки, свойства, отношения, сбор и обобщение информации о них, выявление взаимосвязей и факторов, оказывающих влияние на исследуемый объект. Так анализ поведения рассматривает поведение человека как отдельный научный феномен, изучаются факторы в окружающей среде, с помощью которых это поведение можно изменить. При этом объектом изучения прикладного анализа поведения является не любое поведение, а только социально-значимое – необходимое человеку для успешного существования в обществе и взаимодействия с ним. Например, общение, речь, обучение.
Помимо трех вышеперечисленных характеристик метода АВА (прикладной, поведенческой и аналитической), он, как научная дисциплина, обладает также следующими. Метод АВА технологический: любой поведенческий аналитик должен смочь «воспроизвести программу с теми же результатами», изучив ее описание. Таким образом, программа обучения должна представлять собой детально и тщательно прописанный алгоритм, не допускающий неоднозначного толкования. Метод АВА концептуальный: любое исследование и программа в АВА должны быть обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа. Метод АВА эффективный: применяя поведенческие техники, в обязательном порядке отслеживается результат изменений в поведении и в уровне полученных навыков. Так, работа ведётся не со спрогнозированными теоретическими результатами, а всегда с практической значимостью изменений. И, наконец, метод АВА общий: изменение в поведении, достигнутое в процессе применения метода. должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Навыки, полученные в процессе обучения, обобщаются и сохраняются после прекращения вмешательства.
Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой.
В основном, применение ABA более всего известно, как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии аутизма и расстройств аутистического спектра. Однако, ABA дисциплина позволяет найти подход к любому человеку. Этот метод имеет широкий спектр применения: воспитание детей, образование, поддержание здорового образа жизни, спорт и физическую культуру, изучение иностранных языков, профилактику заболеваний, лечение различного рода зависимостей, увеличение производительности труда и другие.